×

Вы используете браузер Internet Explorer, да еще такой старый – это в двадцать первом-то веке! Ради бога, скачайте какой-нибудь нормальный браузер: Chrome, Firefox или Opera. Решите остаться со своим старым браузером – сами виноваты: им не поддерживаются многие функции этого сайта. Да и не только этого.

1 октября 2012
Двор музея «Булгаковский дом»

Во время последнего визита в Москву лично убедился, что да, во дворе булгаковского музея на Садовой гостей встречает бронзовая парочка – Коровьев и Бегемот. Их создатель – Александр Рукавишников – вообще говоря, изваял еще и Мастера с Маргаритой, и даже волшебную машину с шофером-грачом, доставившую Маргариту на весенний бал полнолуния. Но тем скульптурам, увы, повезло меньше – пока все они хранятся в мастерской художника.

Напомню, что изначально Рукавишников хотел поставить их на Патриарших – пруд по замыслу должен был превратиться в сложный скульптурно-архитектурный комплекс. Помимо упомянутых Коровьева, Бегемота, Мастера, Маргариты и волшебного автомобиля планировалось украсить пруд Понтием Пилатом, Иешуа, шествующим по водной глади, примусом высотой с четырехэтажный дом, и прочее, и прочее. Правда, с воплощением этого проекта в жизнь не сложилось – то ли стараниями администрации Москвы, имеющей на Патриаршие свои виды, то ли усилиями православной общественности, не желающей, чтобы пруды превратились в памятник не вполне православному писателю. И вот уже десять лет как бронзовые персонажи украшают двор в мастерской скульптора позади Дома книги на Новом Арбате, каковой двор уже успел стать местом паломничества булгакофилов.

Впрочем, как бы мне ни нравились скульптуры Рукавишникова, я сам из того лагеря читателей Булгакова, которые считают, что лучший памятник писателю на Патриарших – это сам пруд, оставленный таким, каким его видел создатель «Мастера и Маргариты». А если уж и ставить там скульптуры, то хорошо бы так, чтобы они не слишком бросались в глаза. Убрать, скажем, куда-нибудь из скверика у Патриарших чугунного Крылова, а на его место поставить ту самую рукавишниковскую машину с грачом. Крылову, небось, все равно, где сидеть.

Крылов
Памятник на Патриарших. Ну при чем тут Крылов?!

И вот на сегодняшний день лишь Фагот с Бегемотом удостоились чести покинуть мастерскую скульптора и утвердились во дворе булгаковского дома – считается, что всего лишь на время, пока в Москве не будет найдено подходящего места для всего скульптурного ансамбля. Но мы же знаем, что нет ничего более постоянного, чем временное.

Кстати, о самой скульптуре. Сдается мне, Рукавишников изваял эту парочку с определенным умыслом, и теперь исподтишка посмеивается над наивными гостями музея. Дело в том, что услужливо отставленная калачиком рука Коровьева заставляет каждого посетителя взять клетчатого под локоть и сфотографироваться с ним именно в такой позе. В результате на получившейся фотографии Фагот, взирая на сто двадцатого за день неоригинального гостя, презрительно кривит губы, а Бегемот так вообще, отвернувшись в сторону от третьего лишнего, откровенно зевает.

Коровьев-Фагот и Бегемот во дворе булгаковского музея

Так что я сфотографировался рядом с другим памятником «Мастеру и Маргарите», появившемся-таки недавно на Патриарших, в том углу сквера, где Берлиоз и Бездомный глотали тёплую абрикосовую:

Знак на Патриарших «Запрещено разговаривать с неизвестными»

В сумерках к этому знаку Алена отправляла юных нетрезвых молодых людей, изъявлявших желание познакомиться с ней. После созерцания знака не читавшие Булгакова пролетарии впадали в глубокую задумчивость.

Знак на Патриарших «Запрещено разговаривать с неизвестными»


comments powered by HyperComments