Олег Николаевич Грачев родился в Москве в 1945 году. Коллажем он начал увлекаться с начала семидесятых – то есть как раз после первой публикации «Мастера и Маргариты». На волне интереса к роману художник выполнил серию иллюстраций к нему. В 1978 году Олег Николаевич показал их Давиду Боровскому – художнику театра на Таганке, где в это время уже был поставлен первый спектакль по «Мастеру и Маргарите». Иллюстрации увидел Юрий Любимов и в стенах театра родилась идея организовать выставку иллюстраций к роману различных художников, которой, увы, так и не суждено было реализоваться.
Через несколько лет, в 1986 году, для Олег Николаевич создает семь коллажей к «Роковым яйцам» для журнала «Смена», решившего переиздать эту булгаковскую повесть впервые с 1925 года. Однако в последний момент повесть была снята с публикации (только спустя два года она будет издана в Душанбе).
…Сорок лет держу острыми ножницы, наготове клей и коплю горы иллюстрированного «вторсырья». Режу и сорю. «Когда б вы знали, из какого сора»… рождается коллаж.
Я работаю только с бумажным материалом. Должно быть занятней использовать в своих работах щепки, металлолом, битое стекло, всевозможные брошенные вещи, но все это давно прибрал к рукам и привел в движение в своих произведениях знаменитый швейцарец Ж. Тенгли, остальной «строительный» материал застыл, запел в видеомах А. Вознсенского и инсталляциях молодых художников.
Компьютерный коллаж мне нравится слабо. В нем меньше неожиданности, он «глаже», нагрузить его мыслями сложней, а в наше время зачастую и лишнее занятие: какое время на дворе – такие песни. – Олег Грачев