Читать первую часть: Казино, рояли, кванты: смешать, но не взбалтывать
Эм: Что там у вас происходит, черт побери?
Ив: Сложно описать словами… Агент 007 ведет преследование.
Бонд: Пистолет и радио? Не маловато ли экипировки?
Кью: А вы что хотели, стреляющую ручку? Мы такими глупостями не занимаемся.
Вопреки опасениям (да чего уж там – вопреки ожиданиям) новый фильм про Джеймса Бонда «Скайфолл» получился очень даже клевым. Он, правда, гораздо больше похож на традиционную бондиану, чем на на «Казино Рояль» (а, если помните, начиная с «Казино рояль» нам обещали нового Бонда), но это его не портит.
Во-первых, этот фильм смотреть интересно (приятный сюрприз после откровенно тоскливого «Кванта милосердия»). «Скайфолл» действительно держит зрителя в напряжении, заставляя переживать за героев (при этом нагло и цинично разрывая в их отношении некоторые блокбастерные стереотипы). Во-вторых, спецэффекты там… Ну, в общем, это надо видеть. Причем обязательно на большом экране.
В-третьих, на протяжении этих двух часов со смаком обстёбываются все предыдущие фильмы про Бонда. Я всё не мог понять, в чем дело – а дело, оказывается, в том, что «Скайфолл» – это фильм, приуроченный к полувековому юбилею бондианы. Вот создатели и оторвались по полной.
Ладно, давайте теперь подробней.
В рецензиях полагается описывать затравку фильма, по возможности избегая совсем уж наглых спойлеров. Что ж, попробуем.
Итак, фильм начинается с того, что непогрешимый Бонд, Джеймс Бонд в очередной раз облажался, в результате чего упустил террориста со списком агентов МИ-6, смачно огреб по морде, получил пулю из обедненного урана, а в довершение всего был подстрелен собственной напарницей (не со зла, по ошибке) и утонул в реке – привет Распутину с Туманного Альбиона.
Убить-то его это всё, конечно, не убило, но вот нервы пошатнуло изрядно, отчего Бонд впал в депрессию и залег на дно (ой, неудачно прозвучало), в общем, отправился глушить ром на живописных пляжах Турции – пусть без него крутятся как хотят. Но совесть берет верх над обидой, потому что Англия, понятно, в опасности, и без него крутиться никак не может (а он что, за все эти годы так и не привык?). В общем, агент 007 приперается в квартиру Эм для получения боевого задания и несения службы.
(Вот на экране Эм приходит домой и видит в темной комнате на фоне окна зловещий силуэт. Алена раздраженно бурчит: «Она что его, по ушам не узнает?». Смотрю – и в самом деле: по сторонам от зловещей тени торчат знаменитые дениэл-крейговские уши).
Эм, наморщив нос, окидывает взглядом немытого Бонда, обросшего седоватой щетиной, с во-о-от такенными мешками под глазами и трясущимися с похмелья руками, однако в строй его берёт – всех остальных агентов все равно поубивали.
А стоит за этим ужасным злодейством бывший агент МИ-6 по имени Сильва – он когда-то верой и правдой работал в Китае на благо Англии, но чересчур заигрался и был сдан руками лично Эм своим заклятым друзьям. Как известно, подобные испытания идут потенциальным суперзлодеям лишь на пользу – вот и наш друг превратился в величайшего кибертеррориста всея земли и теперь, если захочет, без особых усилий может посеять по этой самой всея земле хаос и разрушение. Но такое искусство ради искусства Сильву интересует мало. А интересует его, как бы поизощренней отомстить предательнице-Эм, после чего отправить ее на тот свет (а там уж можно и самому отправляться следом, ибо других целей в жизни у Сильвы больше не останется).
Все приемчики агентов с двумя нулями Сильва знает – сам из них, знает он и стиль мышления сотрудников МИ-6. Так что Бонду придется ой как туго.
Скажем несколько слов о Главном Злодее. Да, вы уже, наверное, слышали: своей харизмой он бьет Бонда, как хочет. Каждого появления главгада на экране ждешь с нетерпением (любительницам слэша явно придется по вкусу сцена соблазнения Бонда Сильвой – хороший мальчик, привязанный к стулу, пытается вжаться в спинку, а плохой мальчик нежно водит пальцем по его обнаженной груди). Вообще говоря, Сильва может претендовать на звание самого интересного злодея Бондианы: не каждый негодяй может похвастаться таким сложным психологическим портретом. Это очень интересный злодей с покореженной психикой, терзаемый весьма неоднозначными чувствами к Эм.
Кстати, насчет Эм. Приятным моментом был ее переход из вечной фоновой роли на полноценный первый план. Даже в предыдущих фильмах Джуди Денч (так зовут эту замечательную актрису) сумела сделать свою Эм одной из самых ярких фигур франшизы, а вот теперь, наконец, заслужила почти что бенефис. Держаться вровень с Бондом ей, правда, тяжело – она плохо бегает, плохо стреляет, но зато все эти недостатки с лихвой покрываются ее бешеной харизмой. Подумаешь, стрелять не умеет – да она одним своим взглядом в неприятеле дырку прожжет.
А пока Эм с Сильвой меряются, у кого харизма длинней, бедный Бонд отдувается за всех, бегая, прыгая, стреляя и набивая морды всем, до кого может дотянуться. У каждого своя работа.
А в перерывах между догонялками-перестрелками фильм ставит, вообще говоря, интересный вопрос ребром: а нужен ли в двадцать первом веке народу такой герой, как Джеймс Бонд. Причем ставится этот вопрос непосредственно перед главой МИ-6. Эм вызывают куда надо и без экивоков говорят: старушка, ты живешь прошлым, сейчас эпоха информационных войн, и нам нужен башковитый ботаник с ноутбуком, а не эта ваша груда мышц на ножках. Эм запальчиво возражает, что пока у злодеев остаются морды, должен оставаться и человек, который умеет эти морды бить, но ушлые чиновники уже все для себя решили. И непременно отправили бы бедную Эм на покой, если бы… Ой, чуть не проговорился. Нет-нет, больше никаких спойлеров. Смотрите все сами.
А мы лучше пока пройдемся с карандашом по пунктам обязательного бондовского списка:
✓
Трюки и спецэффекты. Они поднялись на такую высоту, что не раз и не два заставляли меня в полный голос восклицать нечто восторженно-нечленораздельное (благо, зал кинотеатра был почти пуст и в грохоте долби-сурраунда мои вопли никому не мешали). Кстати, я, сидя в зале и отдавая должное зрелищности и масштабности трюков, признаться, думал, что все это нарисовано на компьютере (какой там бишь у нас век на дворе?). Ан нет, герои наперегонки со злодеями взаправду прыгали по вагонам поезда и гоняли на мотоциклах по крышам стамбульского базара. Честь им за это и хвала.
✓ Поматрошенные девушки. Скажем прямо, похвастать Бонду сегодня особенно нечем: из дел любовных – лишь страстный поцелуй в бунгало с неизвестной красоткой, да мимолетное свидание в душевой кабинке с подругой главного злодея. В общем, не до глупостей – Эм в опасности, так что сыновья любовь к ней оттеснит на задний план остальные чувства Бонда.
✓
Супергаджеты. Из них – лишь пистолет, который узнает хозяина и стреляет только из его рук. Если «Вальтер» берет кто-то чужой, в пистолете загорается красная неонка лампочка. А если сам Бонд – то зеленая (это очень кстати, когда он крадется по темным коридорам, прячась в тень и стараясь оставаться незаметным. О чем думали конструкторы?).
✓ Фирменные титры, открывающие фильм – о, вот на них давайте остановимся подробнее.
Титры явно похожи на заставку из предыдущего фильма (прямо чувствуется та же рука), но – удивительное дело! – вызывают совершенно другие ощущения. На этот раз, хвала небесам, не бросаешь взглядов на часы в ожидании окончания заставки. Зной песков «Кванта милосердия» сменился прохладой морских глубин, а вместо ввинчивающегося в мозг голоса Алиши Киз звучит расслабляющая Адель. Кстати, насчет главной музыкальной темы: как известно, для каждой серии франшизы она пишется таким образом, что по ней можно довольно точно судить о том, какая музыка была в моде в год выхода фильма. Так вот, в случае с новым фильмом это правило не действует – вернее, действует противоположным образом. Музыка из юбилейного фильма представляет собой довольно нейтральную по стилю композицию, которая одинаково хорошо подошла бы для любого года. То же и с заставкой: используя все возможности современных визуальных технологий (впрочем, весьма ненавязчиво), она бережно воссоздает традиции первых бондовских титров, что будит в душе светлую ностальгию.
Короче говоря.
Поклонникам бондианы я «Скайфолл» горячо рекомендую. Пока есть возможность посмотреть его на большом экране, надо не зевать. А после просмотра запасаться терпением еще года на два, до следующего фильма. Каким он будет, совершенно непонятно: реанимированная франшиза ведет себя очень неровно: сначала прорывное «Казино Рояль», потом весьма слабый «Квант милосердия», теперь такой замечательный «Скайфолл». Интрига, однако. Что ж, поживем – увидим, доживем – узнаем.
Засим позвольте откланяться.
Искренне ваш,
Serge. Prosto Serge.