Вы используете браузер Internet Explorer, да еще такой старый – это в двадцать первом-то веке! Ради бога, скачайте какой-нибудь нормальный браузер: Chrome, Firefox или Opera. Решите остаться со своим старым браузером – сами виноваты: им не поддерживаются многие функции этого сайта. Да и не только этого.
Если в Москве, гуляя по Новому Арбату, вы решите пройти позади Дома Книги, то сможете обнаружить небольшой дворик, отделенный от улицы решетчатым забором. Это двор мастерской потомственного скульптора Александра Рукавишникова, интересующий нас тем, что здесь собраны скульптурные изваяния героев «Мастера и Маргариты».
Вообще, изначально Рукавишников хотел поставить их на Патриарших – пруд по замыслу должен был превратиться в сложный скульптурно-архитектурный комплекс. Помимо упомянутых Коровьева, Бегемота, Мастера, Маргариты и волшебного автомобиля планировалось украсить пруд Понтием Пилатом, Иешуа, шествующим по водной глади, примусом высотой с четырехэтажный дом, и прочее, и прочее. Правда, с воплощением этого проекта в жизнь не сложилось – то ли стараниями администрации Москвы, имеющей на Патриаршие свои виды, то ли усилиями православной общественности, не желающей, чтобы пруды превратились в памятник не вполне православному писателю. Так что пока не определено место установки скульптур в городе, хранятся они тут.
Поклонники Булгакова ходят смотреть на них через забор, и в один голос жалуются, что забор этот мешает не только приблизиться к скульптурам, но даже толком их сфотографировать. Мне же повезло. Отправившись взглянуть на скульптуры, я неожиданно обнаружил ворота во двор мастерской открытыми, чем не преминул воспользоваться. Давайте смотреть, что же мне удалось там найти.
Вот неразлучная парочка: клетчатый гражданин жокейском картузе и невысокий толстяк с примусом (сейчас эта скульптура установлена во дворе булгаковского музея на Садовой, 10)Поворотись-ка, сынку!Рожа у толстяка и в самом деле кошачья.А у Фагота – глумливая.Заглавной же паре повезло меньше: их окружает буйная зелень, оттого сфотографировать их из-за забора затруднительно. Мне же фортуна улыбнулась, и я со всех сторон смог рассмотреть застывших в вечном объятии Мастера, облаченного в больничную пижаму, и Маргариту в наброшенном на голое тело плаще. Обратите внимание на их ноги: влюбленные парят в воздухе, не касаясь земли.Увлекательней же всего оказалось разглядывать огромный автомобиль, доставивший Маргариту на Весенний бал полнолуния.Разглядывать автомобиль можно, похоже, часами, изучая все мелочи и все детали, рожденные фантазией скульптора.Крыло над колесом – это крыло в буквальном смысле:Автомобиль сплошь покрыт какими-то кабалистическими символами:А вот какие чудесные покрышки у волшебной машины:Капот автомобиля стянут ремнем, словно чемодан:Лобовое стекло обрамляют швейные машинки.А вот, наконец, и сам шофер, в жилетке, галстуке, фуражке и перчатках с пуговками. Пассажирское сиденье в автомобиле – это морская раковина, а салон отделан чешуей.Я обнаружил, что можно забраться внутрь автомобиля и устроиться на сиденье рядом с шофером-грачом. И вот тут меня начала терзать моральная дилемма: с одной стороны, придти без приглашения в мастерскую скульптора, да еще начать лазить по памятникам – безусловное свинство. С другой же стороны, если я упущу такой шанс, то окажусь круглым дураком и буду жалеть об этом всю жизнь. Последние соображения победили: