Как Джеймс Бонд уже пятьдесят лет отстреливает злодеев неизменным Вальтером-ППК, так и Фандорин, Эраст Фандорин, не признает иных револьверов, кроме верного «герсталя» (ну да, в двадцатом веке он в ногу со временем перешел на автоматические пистолеты, но в эпоху единоличного господства револьверов для Эраста Петровича конкурентов у «герсталя» не было). А коль этот револьвер стал его визитной карточкой, то нам, читателям (главным образом, конечно, мужского пола), очень интересно было бы узнать, как же он выглядит. Тем более, что из фильмов этого не поймешь – халтурщики-реквизиторы всё время суют Фандорину в руки первый попавшийся пистолет.
Увы, заглянув в поисковики, мы убедимся, что ни одной фотографии этого револьвера найти не удается. Оно и понятно: «герсталь», как мы помним, был штучным оружием, изготавливающимся по специальному заказу, так что не удивительно, что для широкой публики он остался неизвестным.
– У меня свой, «герсталь-агент», – ответил Фандорин и показал компактный, красивый револьвер, каких Гошу раньше видеть не приходилось. «Левиафан»
И не удивительно, что не приходилось. Ведь если не лукавить, то настоящая причина такой неизвестности «герсталя» проста и прозаична: Акунин просто-напросто выдумал его из головы. Но что нам до того – Фандорина он тоже выдумал, а фандоринских портретов сейчас пруд пруди. Так что давайте попробуем разобраться, как мог бы выглядеть «герсталь», если бы действительно был изготовлен на заказ в соответствии с описанными автором характеристиками.
Итак, что мы знаем о «герстале»? Постараемся собрать разрозненные сведения о нем в единую картину.
Это семизарядный револьвер (ну, или шестизарядный – тут автор время от времени путается в показаниях), однако при этом довольно компактный – значит, небольшого калибра.
Револьвер бельгийский – видимо, производства оружейной компании «Fabrique Nationale d’Herstal», расположенной в бельгийском городке Эрсталь. Да, вообще говоря, первая буква в слове «Herstal» не произносится, но Акунин вообще любит стилизовать свой язык подобным образом (тем более, что этот город раньше назывался «Геристаль»). Располагается он в провинции Льеж – всё правильно, в книжке «герсталь» прямо называется изобретением льежских мастеров. Только что проку? Всё равно не было в 1876 году у них такой модели.
Вот, скажем, в начале двадцатого века эта компания стала выпускать «браунинги» – так тут всё честно: в 1905 году в руках Эраста Петровича, верного любимому бренду «Fabrique Nationale d’Herstal», мы видим именно «браунинг». Правда, снова изготовленный по особому заказу – видимо, специально для постоянного клиента.
Впрочем, раз все оружие Фандорина делается по спецзаказу, тогда не будем придираться. Отчего бы и в самом деле льежским мастерам не воплотить в «герстале» инновации, которые другие оружейники станут использовать лет десять спустя?
Кстати, а что там были за инновации?
Генерал взял револьвер, ловко откинул барабан, поцокал языком:
– Безвзводный? Красота! Пали хоть все шесть пуль подряд. «Смерть Ахиллеса»
Итак, наш револьвер был безвзводным – иначе говоря, безкурковым. Для людей, слабо разбирающихся в оружейном деле, напомню, что курок – это не та штука, на которую жмешь указательным пальцем, чтобы револьвер выстрелил (эта штука называется спусковым крючком). Курок – эта такой рычажок, который расположен позади барабана и служит для удара по капсюлю патрона (нажать на него можно большим пальцем – это и называется «взвести курок»).
Так вот, курка у нашего «герсталя» не было. Вернее, быть-то он, конечно был (иначе револьвер не мог бы стрелять), но был скрыт в корпусе.
Такой револьвер не зацепится курком за одежду, если выхватывать его из кармана а-ля Джеймс Бонд. А если, выхватывая из кармана, ненароком выронишь оружие из рук, оно не выпалит, ударившись взведенным курком о мостовую.
Впервые до такой конструкции додумались конструкторы «Смит анд Вессона» в 1887 году – то есть, на одиннадцать лет позже наших гипотетических конструкторов «герсталя». И хотя у получившегося «Смит-Вессона» всего лишь пять патронов в барабане, но, тем не менее, эта пушка уже может быть кандидатом в прототипы фандоринского оружия.
Забавно, что этот револьвер прозвали соковыжималкой – этому прозвищу он обязан предохранителю на задней части рукоятки. На картинке хорошо видно эту кнопку, которую надо было вдавить ладонью в рукоять, чтобы снять револьвер с предохранителя. Видимо, обхватив рукоятку, ее надо было так сильно сжать в руке, будто пытаешься выжать из револьвера сок.
А раз так, то мы пойдем дальше – ведь у «герсталя» был совсем другой предохранитель, и располагался он выше – на том месте, где обычно бывает курок.
– Вместо курка тут предохранитель – вот эта кнопочка. Довольно тугая, чтоб случайно не выстрелить. Щелкнул вот этак, и пали. «Азазель»
А теперь – барабанная дробь! Под это описание прекрасно подходит карманный безкурковый револьвер «Веблей» – вот он ниже на фото. Правда, появился он еще позднее – аж в 1898 году. Но ведь ничего не мешало конструкторам «герсталя» додуматься до такой же конструкции двадцатью годами раньше.
Вот на этом фото хорошо виден полозковый предохранитель – та самая «кнопочка» на месте курка:
Итак, что мы имеем? Компактный самовзводящийся шестизарядный револьвер с предохранителем на месте курка, предназначенный для скрытного ношения. Вот он, идеальный прототип нашего «герсталя». Похоже, именно этим пистолетом Акунин вооружил своего героя. А чтобы не было исторических нестыковок, просто дал револьверу другое название.
И, кстати, в «Черном городе» Акунин прямо пишет, что в 1914 году Фандорин пользуется «Веблеем». Правда, похоже, там это уже автоматический пистолет, но все же, все же… Как мы знаем, в вопросе выбора оружейного бренда Эраст Петрович склонен к похвальному постоянству. В отличие от… Нет, ну об этом в следующий раз.